Сантьяго Калатрава: Aрхитектор – не шоумен в погоне за сенсацией
О мостах на одной опоре, эстетичности в архитектуре и архитекторах-рабочих
О мостах на одной опоре, эстетичности в архитектуре и архитекторах-рабочих
Испанец Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava) известен не только как архитектор. Он – инженер и скульптор. Наш герой владеет 6 языками, практически не появляется на телевидении и часто ездит в общественном транспорте. Калатрава убежден, что людям не интересно, как его зовут. Архитектор уверен: главное то, что он умеет строить.
Его имя называют среди представителей эстетики «био-тек». Мост-арфа, телебашня-факел, «крученые» небоскребы – футуристические здания испанца возведены в различных странах. Архитектора часто ругают за перерасходы при строительстве. Однако тот факт, что проекты Сантьяго Калатравы не только функциональны, но и эстетичны, не вызывает споров.
Образование и начало карьеры
Родился Сантьяго Калатрава 28 июля 1951 года в пригороде Валенсии. Образование получил в местных Школе искусств и ремесел (изучал живопись) и Школе архитектуры (диплом посвящен застройке города). В 13 лет принял участие в программе обмена учеников и отправился в Париж. Благодаря этой поездке он познакомился с архитектурой города. В 1975-м уехал в Цюрих. В Швейцарской высшей технической школе Цюриха получил диплом инженера-проектировщика, затем некоторое время преподавал.
На работу испанца большое влияние оказал Ле Корбюзье. В 1981 году открыл мастерскую в Цюрихе (работал как инженер и архитектор), а в 1989-м был открыт филиал бюро в столице Франции. Первый проект испанца – ангар завода компании Jakem в Мюнхвилене (Швейцария). В 1983-м получил заказ от властей Цюриха: ему поручили спроектировать железнодорожный вокзал в пригородной зоне. Через три года завершил проект моста в Валенсии. В начале 1990-х архитектор стал известен, и заказы начали поступать из разных стран.
Заимствование природных форм для архитектуры
«Био-тек» – направление в современной архитектуре, которые отличается выразительностью конструкций. Чтобы добиться такого эффекта, архитекторы заимствуют природные формы. Часто эту эстетику противопоставляют хай-теку. Исторические корни «био-тека» восходят к немецкому экспрессионизму 1920-х и к структурному экспрессионизму 1960-х.
Строения Калатравы называют «новой интеллектуальной архитектурой», «жилыми скульптурами», «формами, рожденными самой природой».
«До середины 1990-х годов я был знаменит главным образом как изобретатель нового типа мостов на одной опоре. Я уже и сам не помню, сколько их построил, но больше трех десятков, это точно. От них не устаешь. Каждый новый мост – словно математическая задача, которую надо решить не самым простым, но самым красивым способом», – поделился архитектор в интервью Admagazine.
Становление собственного архитектурного стиля у нашего героя проходило в несколько этапов. Во время учебы в Школе архитектуры в Валенсии его учили тому, что архитектура – это ремесло. Однако учитывая художественное образование, Калатраве было сложно полностью согласиться с этой тезой. В Цюрихе он изучил другой подход к проектировке зданий, в котором принимался во внимание внешний вид строений. Спустя годы работы испанец все же выбрал фундаментальное видение.
«Я хочу строить так, чтобы оставались только здания. Никто, кроме историков, не помнит имен Анфимия из Тралл и Исидора из Милета, строителей Святой Софии в Константинополе. Они, кстати, были не архитекторами, а математиками. И когда попадаешь в этот собор, кажется, никаких имен у них и быть не могло, потому что не может это идеальное пространство быть делом рук человеческих. Поэтому лучше все же вернуться к тому, чему меня учили в Валенсии. Aрхитектор – не шоумен в погоне за сенсацией. Он тот же рабочий», – подытожил архитектор.
Известные проекты
1992 – мост Alamillo (Севилья, Испания)
1992 – телекоммуникационная башня (Барселона, Испания)
1994 – перестройка Художественного музея Милуоки (Висконсин, США)
1996 – научно-развлекательный комплекс Город Искусств и Наук (Валенсия, Испания)
1997 – пешеходный «белый мост» (Бильбао, Испания)
1998 – Мост Женщины (Буэнос-Айрес, Аргентина)
2001 – Павильон Квадраччи в Музее Искусств Милуоки (США)
2003 – мост Джеймса Джойса (Дублин, Ирландия)
2003 – Концертный зал Тенерифе
2004 – Sundial Bridge, мост-солнечные часы (Калифорния, США)
2004 – перестройка Athens Olympic Sports Complex (Афины, Греция)
2005 – небоскреб Turning Torso (Мальме, Швеция)
2008 – мост «Арфа Давида» (Иерусалим, Израиль)
2009 – мост Сэмюэла Беккета (Ирландия)
2009 – здание вокзала Льеж-Гийемен (Бельгия)
2012 – Peace Bridge (Калгари, Канада)