2 марта итальянскому дизайнеру Пио Мандзони (Pio Manzoni) или на бергамском диалекте Мандзу (Manzù) исполнилось бы 78 лет. Он прожил всего 30 лет (погиб в автокастрофе), но оставил после себя разработки, давшие новое развитие понятию «эргономика».
Учеба в престижной школе дизайна, сотрудничество с автоконцерном, трагическая гибель
Пио Мандзони – сын известного скульптора Джакомо Манцу (Giacomo Manzù). Родился 2 марта 1939 года в Бергамо. Наш герой стал первым итальянцем, который обучался в знаменитой Ульмской школе дизайна. В 1964-м Пио получил диплом.
Через три года, в 1967-м, стал консультантом автомобильного концерна Fiat. Дизайнер принимал участие в разработке внешнего вида Fiat 127. Он ценил простые и функциональные вещи, поэтому с большим энтузиазмом подошел к работе. Созданный пластилиновый макет был сыроват, но его все же решили показать руководству. Показ проекта должен был начаться в 8 часов утра 26 мая 1969 года. Однако на него дизайнер не попал.
Пио Мандзони был в гостях у отца в Риме, а на обратном пути остановился переночевать в семейном доме в лесистых горах около Бергамо. Рано утром Пио отправился в путь, и вскоре его нашли в перевернутой машине, которая слетела с дороги. Что точно произошло, остается неизвестным. Возможно, он уснул, почувствовал себя плохо или попытался открыть люк на крыше своего Fiat 500 во время движения.
После трагической гибели дизайнера разработку авто отложили. Однако спустя некоторое время макет Пио опять оказался в работе. Проектировщики хотели оставить предложенную Мандзу форму капота, однако ее пришлось немного видоизменить. Fiat 127 был выпущен в 1971-м.
Разработки в предметном дизайне
Помимо автомобильной сферы, Мандзу пробовал силы и в предметном дизайне. В 1966-ом он создал часы Cronotime как подарок клиентам Fiat. В 1988-м эту модель начала выпускать дизайнерская фирма Alessi.
Также в активе молодого дарования – светильник Parentesi для Flos, спроектированный в сотрудничестве с Акилле Кастильони. В 1971-м светильник запустили в производство.
Но самая заметная разработка Пио Мандзони – физиологическое кресло. Первоначально оно создавалось для автомобиля. В 2011 году компания Alias выпустила модель как обычное кресло. Мандзу – один из первых, кто переосмыслил взаимодействие человека и техники. Он пошел дальше привычного понимания эргономики как практичности и функциональности. Итальянец обратил внимание на безопасность и комфорт.
Сегодня такой подход к созданию автомобильной мебели практикуют известные концерны. Более того, отдельные компании запустили брендированные коллекции мебели для жилых помещений. Так, на рынке появились линейки от Tonino Lamborgini, минималистичная серия для дома Mercedes-Benz, офисная коллекция Aston Martin.