Британский архитектор Ричард Роджерс (Richard Rogers) – один из авторов стиля хай-тек. Его знаковые проекты (терминал № 4 мадридского аэропорта Барахас, Центр Помпиду в Париже, штаб-квартира компании Lloyd в Лондоне, здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге, Купол тысячелетия в Лондоне, терминал аэропорта Хитроу Heathrow Terminal 5) стали примером функциональной архитектуры, которая служит своим пользователям.
Ему близки взгляды модернистов, для него важна экологическая составляющая в развитии городов. За более чем 40-летнюю карьеру британец создал множество функциональных зданий, а стремление архитектора к энергоэффективности оказало долгосрочное влияние на профессию в целом.
Архитектурное образование и начало карьеры
Родился наш герой во Флоренции, Италия, 23 июля 1933 года в британской семье. Образование архитектора получил в лондонской Школе архитектурной ассоциации (1953-1959). Продолжил обучение по стипендии Фулбрайта в Школе архитектуры Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. После возвращения из США Роджерс основал вместе с Норманном и Венди Фостер и Шу Роджерс практику под названием Team 4. Они занимались проектированием частных домов. Хоть их сотрудничество длилось четыре года, но именно этот период называют началом хай-тека.
В 1971-м году Ричард присоединился к Ренцо Пиано, который выиграл конкурс на возведение Центра Помпиду. Это здание стало воплощением особого отношения к архитектуре. Проектировщики освободили интерьер от инженерных систем (лестницы, отопление, вентиляция, водоснабжение были выведены наружу). Сначала необычное здание было принято насторожено, однако сегодня строение является достопримечательностью города.
В 1977 году была основана компания Richard Rogers Partnership, которая имеет офисы в Лондоне, Барселоне, Мадриде и Токио. 83-летний архитектор принимает активное участие в руководстве фирмы и разработках новых проектов.
Понимание архитектуры как механизма, служащего людям
Центр Помпиду – отличный пример стиля Роджерса. Он создает здания с простыми и чистыми интерьерами, при этом превращая экстерьеры в некую механическую композицию.
Наш герой убежден, что архитектор несет социальную ответственность. Ему близко модернистское понимание дома как машины, поэтому он поддерживает идею рационально обоснованной архитектуры. В проектах британца прослеживаются интеграция публичных и частных пространств и «кастомизация» (строения четко соответствуют потребностям тех, кто в них живет или работает). Здания Роджерса – лаконичны, наполнены светом и технологичны.
Главное для архитектора – экологичность и архитектурная гармония. По его мнению, в будущем города «больше не будут, как сегодня, делиться на изолированные зоны одного вида деятельности, а будут представлять собой многоуровневые города прошлого. Районы для проживания, работы, покупок, обучения и развлечения будут перекрывать друг друга, и объекты различного назначения будут располагаться в постоянно меняющихся, модернизирующихся и переделывающихся зданиях».
«Города предназначены для общения людей, и если мы не обустроим их для этого, мы столкнемся с кризисом социальной интеграции», – отметил он в одном из выступлений.
Награды
В 1985 году наш герой был удостоен золотой медали RIBA. В 1996-м Роджерс получил титул лорда, а также звание почетного профессора в Thames Valley University. В 1999-м он был награжден медалью Фонда Томаса Джефферсона, а в 2000-м – Императорской премией Японской художественной ассоциации. В 2007-м удостоен Притцкеровской премии.
«Все его здания… демонстрируют уникальную интерпретацию современного движения, где строение понимается как машина. Повторяющиеся темы его работ – заинтересованность в архитектурной чистоте и ясности, интеграция общественных и частных пространств, приверженность гибким планам этажей, которые отвечают постоянно меняющимся потребностям пользователей. Все его проекты объединены формальной строгостью, а также обязательством перед пользователем», – отметили члены жюри Притцкеровской премии.
Также в поздравительной речи указано на понимание Роджерсом строительных материалов и технологий. Он использует технологии не для художественного эффекта, а для того, чтобы сделать архитектуру более продуктивной. По мнению жюри, стремление архитектора к энергоэффективности и устойчивому развитию оказало долгосрочное влияние на профессию.