Даниэль Либескинд: Нельзя быть архитектором, не будучи оптимистом

Даниэль Либескинд: Нельзя быть архитектором, не будучи оптимистом

О важности музыки, ответственности за архитектуру, экспериментах в области философии и дизайна 

Проекты американского архитектора Даниэля Либескинда (Daniel Libeskind) – одни из лучших примеров деконструктивизма. Здания с изломанными формами и визуальной усложненностью выглядят радикально и нестандартно. Музей Виктории и Альберта со спиралью, похожий на разбившуюся хищную птицу Денверский музей искусств, Еврейский музей в Сан-Франциско, состоящий из трех золотистых многогранников – каждое строение имеет свой характер и свою историю. 
 
Музыкальное и архитектурное образование
 
Родился наш герой 12 мая 1946 года в Польше (г. Лодзь) в еврейской семье, которая в 1957-м переехала в Израиль. У Даниэля оказались большие способности к музыке. Он виртуозно овладел игрой на фортепиано во время обучения по стипендии Американо-Израильского культурного фонда в Израиле, а затем в Нью-Йорке, куда переехал в 1965-м. В этом же году получил американское гражданство.
 
Архитектуре Либескинд обучался в колледже Cooper Union в Нью-Йорке (1970). Второе высшее архитектурное образование по специальности «История и теория архитектуры» получил в Школе Сравнительных Исследований в Эссекском университете, Англия (1972).
 
В 1978-85 гг. возглавлял архитектурный факультет Крэнбрукской академии искусств. Период с 1986 по 1989 год посвятил архитектурному училищу в Милане, которое основал и возглавлял.
 
В 1989-м архитектор основал в Берлине бюро Studio Daniel Libeskind. Его имя стало известно в 1999 году после открытия Еврейского музея в Берлине. Этому проекту Либескинд посвятил десятилетие работы. Он не просто проектировал нестандартный музей, но и доказывал, что именно такое сооружение лучше всего отвечает тематике. Все споры прекратились только тогда, когда здание было построено. 
 
В 2003-м году студия переехала в Нью-Йорк после победы бюро в конкурсе на проект нового комплекса на месте бывшего Всемирного торгового центра.
Даниэль Либескинд занимается и преподавательской деятельностью. Он читает лекции в университетах Торонто, Йеля, Пенсильвании, Эдинбурга, Чикаго.
 
Место музыки, философии, оперы в разработке проектов
 
Музыка играет существенную роль на стадии разработки концепции проектов Либескинда. Она выступает одним из главных источников вдохновения. Также важной составляющей своего мира архитектор называет философию. Он не только проектирует здания, но и пишет философские эссе, ставит оперу, занимается дизайном. В 2000 году Даниэль Либескинд был постановщиком и дирижером в опере Оливье Мессиана в  Лейпцигской опере.
 
«Архитектурный поиск – введение в неизвестность. Рецепта хорошей архитектуры не существует – ее дух блуждает там, где ему вздумается», – прокомментировал наш герой в интервью Admagazine.
 
В основе проектов Studio Libeskind лежит такая идея: здание должно быть выразительным и отражать современную жизнь. Архитектор убежден, что смелый дизайн должен реализовываться с использованием инноваций и устойчивых технологий. Для команды бюро архитектура – это общественное искусство, за которое они несут ответственность не только перед клиентом, но и перед обществом и городами, в которых строят.
 
«Нельзя быть архитектором, не будучи оптимистом!» – говорит Даниэль Либескинд.
 
Либескинд является лауреатом премии в области архитектуры Американской академии искусств и литературы и Берлинской культурной премии (1996). Он также удостоен Немецкой архитектурной премии (1999), медали Гете (2000), приза Хиросимы в области искусства (2001). 
 
Основные проекты: 
Музей Феликса Нуссбаума в Оснабрюке, 1998;
Еврейский музей в Берлине, 1999;
Имперский военный музей в Манчестере, 2001;
Atelier Weil, Мальорка, Испания, 2003;
Еврейский музей в Копенгагене, 2003;
Graduate Student Centre at the London Metropolitan University, Великобритания, 2004;
Tangent, офисное здание Hyundai Development Corporation, Сеул, Корея, 2005;
Расширение Денверского музея, 2006;
Расширение Королевского музея Онтарио в Торонто, 2007;
Еврейский музей в Сан-Франциско, 2008.