Британский промышленный дизайнер Том Диксон (Tom Dixon) не имеет законченного профессионального образования. Он – самоучка, который задает новые направления в дизайне светильников, мебели, предметов декора, оформлении интерьеров. Он признает, что ему больше интересны инжиниринг, маркетинг, а не только фактический процесс проектирования.
Живопись, бас-гитара, мотоцикл и сварочный аппарат
Наш герой родился 21 мая 1959 года в тунисском городе Сфакс. В 4 года вместе с родителями переехал в Англию. В 1978-м поступил в художественную школу в Челси, где проучился полгода. Учебу прервала мотоциклетная авария: для восстановления британцу пришлось провести три месяца в больнице. После этого к занятиям живописью Том не возвращается и находит новое увлечение – музыку. Он стал бас-гитаристом группы Funkapolitan, которая играла в ночных клубах.
Спустя некоторое время Диксон опять попадает в аварию на мотоцикле и серьезно повреждает руку. Чтобы занять себя, он начал экспериментировать с металлоломом и изучать сварочный аппарат.
«Я был немедленно пленён сваркой… загипнотизирован тонкой полоской расплавленного металла, которую я разглядывал через затемнённые очки. Мгновенная сплавка металлических деталей. Это не имело отношения к серьёзности ремесла или к помпезности дизайна: это была промышленность», –вспомнил в одном из интервью дизайнер.
По словам британца, новое хобби полностью соответствовало его нетерпеливости. Он мог создавать, разрушать, приспосабливать и переделывать конструкции моментально.
«… первая авария закончила мое кратковременное обучение в художественной школе… вторая закончила мою карьеру музыканта. Обе были мотоциклетными авариями, обе толкнули меня к новому виду деятельности и дали мне время на осознание моего дальнейшего пути», – поделился наш герой.
Карьера дизайнера
В 1984-м Том вместе с друзьями устроил первую выставку-продажу своих работ, а спустя год открыл мастерскую по производству эксклюзивных предметов мебели и освещения – Creative Salvage. В 1994-м студия была переименована в Space.
Британец начинает демонстрировать свои работы в галереях Лондона, Парижа, а в 1989 году и в Милане. Скульптурные проекты Диксона оценил легендарный дизайнер Джулио Каппеллини (Giulio Cappellini), который был известен чутьем на новейшие модные тенденции. Сотрудничество с Каппеллини открыло перед нашим героем путь в мир профессионального дизайна. Так, в 1989-м Каппеллини начал производить S chair – модель, которая в тот же год пополнила коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. Кроме того, на фабрике Cappellini выпустили шезлонг Bird, стулья Crown, Pylon, Bird2.
90-е: эксперименты с материалами, управленческие должности в Habitat и Artek
Проекты 90-х – менее ориентированы на ремесленичество. Начинают преобладать скульптурные формы, дизайнер экспериментирует с пластмассой. Он разрабатывает мебель для компании Cappellini, а в 1994-м основывает фабрику EUROLOUNGE для производства собственной продукции. Светильник Jack light стал первым продуктом, выпущенным компанией, и имел большой успех. Модель получила Millennium Mark Award в 1997 году и вскоре пополнила экспозиции Музея современного искусства в Сан-Франциско и Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
В 1998 году Том Диксон возглавил дизайн студию компании Habitat, а в 2001 был назначен ее арт-директором. Он разрабатывает новую технологию производства мебели из мягкого остывающего пластика при помощи специального переносного устройства. Результатом этих поисков стала коллекция Fresh Fat.
В 2002 году создает компанию Tom Dixon. В 2004-м был назначен арт-директором фабрики Artek, основанной Алваром Аалто еще в 1934-м.
Том Диксон пробует свои силы в традиционных ремеслах. Он разрабатывает коллекцию отполированных вручную медных ваз и ламп из кованой меди с черным матовым покрытием. В 2008-м выпустил линейку деревянной мебели A Bit of Rough, где использованы техники британских краснодеревщиков.
Творческий метод и источники вдохновения
Фабио Новембре (Fabio Novembre) назвал Диксона «позвоночным дизайнером». Такую характеристику можно объяснить тем, что в основе работ британца-самоучки лежит интерес к структуре и конструкции, а не к их поверхности.
«Когда я работаю как дизайнер, это касается тех вещей, которые мне действительно интересны — инжиниринг, маркетинг, а не только фактический процесс проектирования. Я думаю, что эффективные дизайнеры заинтересованы во всей цепочке. Робин Дэй, Вернер Пантон — такие люди действительно имеют намерение изменить мир через дизайн. Это очень скромный подход. Дизайнеры теперь слишком озабочены формой объекта и эволюцией внутри формы. Я думаю, что хороший дизайнер – это тот, кому удается свести все элементы воедино – понимание материалов и веру в улучшение функциональности – тогда в результате экспериментов можно прийти к итоговой форме. Я редко бываю дизайнером. Как правило, я остаюсь на периферии, популярность моих продуктов вытекает из интереса к материалам и технологиям», – отметил наш герой.
Идеи для своих разработок дизайнер черпает отовсюду. Его могут «зацепить» здания или даже детские игрушки – любые предметы, имеющие форму.
«Я не думаю: «Нужно было сделать стул». Скорее бывает, что вижу мост и думаю: «Интересно было бы сделать стул, похожий на мост». Вот так я мыслю», – рассказал Том Диксон.
Среди творческих планов британец называет вещи, которыми не занимался до сих пор. Например, здания, мотоциклы, книги, ландшафтные проекты, продукты питания.