Вернер Пантон: Сидеть на стуле должно быть забавно и интересно

Вернер Пантон: Сидеть на стуле должно быть забавно и интересно

Об экспериментах с материалами, мобильной студии в старом Volkswagen и интересной мебели 

Датского архитектора и дизайнера Вернера Пантона (Verner Panton) называют символом 60-х. Его необычная мебель и яркие светильники стали новым этапом в промышленном дизайне. Датчанин не признавал традиционные формы и считал, что все предметы интерьера должны быть интересными.

Дизайнер экспериментировал с пластиком – новым материалом, которому можно было придать  различные формы. Пантон воспринимал мебель как часть единого пространства и ценил атмосферу всего дома.

Мечта стать художником, инженерное образование и мобильная студия в машине

Родился Пантон 13-го февраля 1926-го года в небольшом датском городе Гамтофт на острове Фюн. С детства он хотел стать художником, но с больших высот в рисунке не достиг. Получил образование по специальности «инженер-строитель», закончив технический колледж в Оденсе. В 1947-м переехал в Копенгаген и поступил в Королевскую датскую академию изящных искусств на архитектурное отделение.

В 1950-м женился на дочери художника по свету Пауля Хеннингсена – Туве Кемп, но вскоре брак распался. В этом же году начал работать в архитектурном бюро Арне Якобсона, где занимался дизайном мебели и принимал участие в создании стула Ant («Муравей»). В 1955-м открывает свою студию.

На деньги, полученные от первых заказов, Пантон купил разбитый Volkswagen и превратил его в мобильную студию. Раз в несколько месяцев дизайнер уезжал из Копенгагена и колесил по Европе в поисках новых клиентов (баеров, фабрик).

Дизайнер экспериментирует с материалами и несколько лет искал фабрику, которая сможет создать по его проекту стул из цельного пластика. Этой компанией стала швейцарская Vitra. После многочисленных экспериментов специалистам фабрики удалось изготовить прочный и сравнительно недорогой стул – S Chair. Чтобы принимать непосредственное участие в разработках, Пантон переехал в Базель. Массовое производство модели началось только в 90-х, когда появилась возможность использовать недорогой и надежный материал – полипропилен.

Помимо проектов в области предметов мебели, датчанин экспериментирует с оформлением интерьеров и разрабатывает светильники. 80-е стали периодом затишья, но в 1990-х о дизайнере снова заговорили.  Он нашел признание среди молодежи как икона эпохи 60-70-х.

Умер Вернер Пантон 5 сентября 1998 года.

Психоделический и футуристический стиль

Датчанин ввел эстетику поп-культуры в интерьер и стал одним из основоположников психоделического дизайна 1970-х. Поскольку Вернер Пантон был дизайнером-революционером, его проекты больше похожи на скульптуры.

«Основная цель моей работы – спровоцировать людей, чтобы они использовали воображение.  Большинство людей проводят свою жизнь в мрачном, серо-бежевом соответствии, смертельно опасаясь появления красок. Экспериментируя с освещением, цветами, текстилем и мебелью, используя последние технологии, я стараюсь показать новые способы, подвигнуть людей использовать свое воображение и фантазию, сделать их окружение более захватывающим», – рассказал Пантон.

Он экспериментировал с такими материалами, как пластик, плексиглас, пенорезина, фанера, фибергласс, стекло, сталь, пенопропилен. Наш герой рассматривал элементы интерьера как части, связанные общим пространством. Ему была важна атмосфера всего дома, а не отдельные предметы.

По мнению датчанина, мебель должна быть не только функциональна, но и интересна. Недаром его стулья считались самыми необычными. Пантон был уверен, что сидеть на стуле должно быть забавно и интересно, как в игре.

«Ненавижу, когда я захожу в гостиную и вижу диван, журнальный столик и два кресла, и понимаю, что вот здесь я буду находиться весь вечер. Я делаю мебель, которую можно поднимать и опускать, чтобы смотреть на вещи под разным углом», – поделился дизайнер.

В оформлениях интерьеров Пантон хотел сместить традиционное деление комнаты  на пол, стены и потолок. Он использовал яркие цвета, а с 80-х начал вводить в проекты геометрические формы. За десятилетия карьеры датчанин создал более 25 различных моделей светильников.

Сегодня разработки датчанина выпускаются под брендом Verpan, который был основан вдовой дизайнера.