Джаспер Моррисон (Jasper Morrison) входит в список лучших мировых дизайнеров, но при этом не считает себя публичной фигурой. Он – замкнутый и не любит интервью, хотя активно сотрудничает со многими производителями и участвует в различных проектах.
Он работал с такими компаниями, как Cappellini, Magis, Flos, Vitra, Alessi, Rowenta, Sony, Canon. Англичанин – универсал. В его портфолио есть и мебель, и светильники, и обувь, и столовые приборы, и бутылки, и часы и даже трамвай. Кроме того, Моррисон – автор двух книг (Everything but the Walls и A World without Words).
Профильное образование, начало карьеры
Родился будущий дизайнер в 1959 году в Лондоне. Получил отличное профессиональное образование. В 1979-м поступил в Политехническую дизайн-школу в Кингстоне (Kingston Polytechnic Design School), в 1982-м – в Королевский колледж искусств (The Royal College of Art). Будучи студентом колледжа, поступил в 1984-м году в Высшую школу искусств в Берлине (Berlins HdK).
С самого начала работы для Моррисона было важным не просто спроектировать объект, а создать такой объект, который можно запустить в массовое производство. Он искал мастерские, готовые изготовить предметы по его эскизам. В результате в 1984-м году был выпущен стол Flower Pot Table, состоящий из стеклянной столешницы, поддерживаемой цветочными горшками.
Собственное бюро Office for Design наш герой открыл в 1986-м, а через два года представил коллекцию мебели из фанеры на берлинской выставке. Начинает сотрудничество с Vitra, Cappellini, FSB GmbH.
В 1992 году его линия бытовой техники для Rowenta получила премию Red Dot. В 1995-м заключил контракт с компанией Üstra. Задачей дизайнера было разработать новый вид трамвая. В 1997-м представили первый образец транспортного средства, который был удостоен IF Transportation Design Prize и Ecology award.
Аскетизм как способ выражения творческого стиля
Во время учебы Моррисон увлекался классиками модернизма – Жаном Пруве, Эйлин Грей, Ле Корбюзье. Потом познакомился с эстетическими принципами группы «Мемфис». Он был в восторге от того, что в дизайн вернулись цвет и юмор. Кроме того, ему импонировал тот факт, что были раздвинуты рамки. После этого дизайнер не обращает внимания на правила и границы.
Его стиль называют элегантным и аскетичным. Минималистичный дизайн Моррисона стал синонимом практичности и продуманности.
«Роль дизайна – совершенствовать среду, улучшать качество повседневной жизни на фундаментальном уровне», – отметил дизайнер в одном из интервью.
По мнению мастера, выразительная и эффектная форма – это не самое главное. В дизайне есть более важная задача – создать функциональный предмет.
«Мне кажется, что лучше оставаться собой и продолжать работать, чем делать то, что люди от тебя ожидают – красоваться, быть публичной фигурой и носить розовые костюмы», – поделился англичанин.
«Переработка» идей
Джаспер Моррисон достаточно критично относится к новшеству. Англичанин уверен, что нет смысла каждый раз искать что-то инновационное и изобретать велосипед. А вот анализировать аналоги – обязательная составляющая рабочего процесса. Часто он старается создать более простой вариант уже существующих вещей.
«Я думаю, что очень многое из того, чем мы занимаемся в последнее время, – это переработка. Это гораздо правильнее, чем искать новые пути и пытаться заново изобрести велосипед. И это справедливо для любого дела, которым занимаешься. Когда тебе всего двадцать, ты просто придумываешь дизайн, но двадцать лет спустя ты уже просто воспроизводишь собственную же типологию. И понимаешь, что уже нет смысла производить какую-то вещь, пока не сможешь сделать ее гораздо лучше, совершенней», – рассказал дизайнер.
Моррисон всегда ориентировался на промышленное производство и доступность предметов, поэтому старается избегать элитарного дизайна, доступного лишь немногим.