Сигэру Бан: Архитектура должна быть безопасной

Сигэру Бан: Архитектура должна быть безопасной

Об увлечении регби, архитектурном образовании в США и Притцкеровской премии 

Архитектор Сигэру Бан (Shigeru Ban) – экспериментатор. Он использует для своих проектов такие нестандартные материалы, как бумага, бамбук, ткань, пластик. Японец известен сотрудничеством с ООН: он спроектировал временное жилье для беженцев в различных странах мира. В своей работе архитектор ориентируется на принципы Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье и Алвара Аалто

Регби и долгий путь в университет

Сигэру Бан родился 5 августа 1957 года в Токио. Его отец был бизнесменом и любил классическую музыку. По наставлению отца Сигэру в детстве обучался игре на скрипке. Мать будущего архитектора работала дизайнером одежды. Благодаря ее командировкам на показы в Париже и Милане он имел возможность путешествовать по Европе.

Когда наш герой был подростком, родители нанимали плотников для ремонта дома. Сигэру заинтересовался работой с деревом и решил, что хочет стать плотником. Его модель дома была признана лучшей в школьном конкурсе. Вскоре наш герой заинтересовался архитектурой.

Еще одно увлечение японца – регби. Он играл с 10-летнего возраста и входил в юниорскую сборную Токио. Чтобы заниматься и регби, и архитектурой, Сигэру хотел поступить в университет Васеда. Чтобы сдать экзамен по графике, он ходил в ателье художника, а затем посещал художественную школу.

В выпускном классе его команда потерпела поражение на национальном турнире, и наш герой отказался от планов поступать в университет Васеда. Он решил сконцентрироваться на архитектуре и поступить в Токийский университет искусств. В выпускном классе он ходил на вечерние курсы, где начал изучение структурного моделирования с использованием бумаги, дерева и бамбука. Однажды в доме преподавателя курсов Сигэру наткнулся на статью об архитекторе  Джоне Хейдуке и идеях Школы архитектуры Союза Купера. После этого он решил отправиться на учебу в США.   

В 1977 году японец отправился в Калифорнию. Cooper Union не принимал иностранных студентов, но в учебное заведение студенты из-за рубежа могли перевестись из других вузов США. Бан нашел школу, из которой можно было перевестись. Это был недавно основанный Институт архитектуры Южной Калифорнии (SCI-Arc), в который он поступил сразу на второй курс. В 1980-м после окончания 4-го курса в SCI-Arc Ban перешел в Cooper Union, где в 1984 году получил диплом бакалавра.

Архитектурная практика

В 1985 году архитектор начал свою практику в Токио (сегодня офисы компании есть в Нью-Йорке, Париже). Он занимался разработкой экспозиций и выставок. В 1994-м предложил проект жилья для беженцев Верховному комиссару Организации Объединенных Наций по делам беженцев, и был нанят в качестве консультанта. После этого он реализовал множество проектов временного жилья, школ, церквей для людей, пострадавших от катаклизмов, в различных странах (Руанда, Индия, Турция, Гаити). Уникальность временных построек Бана заключается, что они построены в основном из бумаги и картона.

В 2001 году Бан стал профессором факультета экологии и информационных исследований в Университете Кейо. В 2010-м работал приглашенным профессором Гарвардского и Корнельского университетов. В 2011-м стал профессором Киотского университета искусств и дизайна.

Кроме архитектуры, японец работает в сфере промышленного дизайна. Он спроектировал стулья, кресла, а также серию сборных зданий-«полуфабрикатов» Furniture House.

Работа с необычными материалами

Сигэру Бан работает  с такими материалами, как бамбук, дерево, бумага. Необычный выбор японец объясняет так:

«Железобетонный дом не вечен – его легко разрушить экскаватором, просто он оставляет после себя горы мусора, а бумага и бамбук – нет. Кроме того, архитектура должна быть безопасной: во время катастроф не природа губит людей, а тяжеловесные здания», – подчеркнул архитектор в интервью Admagazine.

Среди его проектов   – «Кочующий музей» из картонных труб и грузовых контейнеров, выставочный павильон из картонных трубок и даже пешеходный мост из бумаги. Он был построен в 2007-м на юге Франции и связывал берега реки Гардон. Для изготовления моста использовали 281 картонную трубу, для ступенек – переработанное бумажное и пластмассовое вторсырье, а для фундамента – деревянные ящики, заполненные песком. Мост, рассчитанный на 20 человек, проработал 6 недель, после чего его демонтировали.

Также среди работ японца – вилла TCG, библиотека Университета Сейкей, Центр Помпиду-Мец, жилой дом Metal Shutter, Музей искусств Аспена.

Притцкеровская премия

В 2014-м Сигэру Бан был удостоен Притцкеровской премии.

«Его творческий подход и инновации, особенно связанные со строительными материалами и структурами, а не просто благие намерения присутствуют во всех работах. Благодаря превосходному дизайну, который решает насущные проблемы, Сигэру Бан расширил роль профессии. Он предоставил архитекторам место за столом переговоров с правительствами и государственными учреждениями», – отметили члены жюри.

Также в поздравительном слове от учредителей премии была отмечена многовекторность работы. Архитектор создал минималистичные жилые дома, музеи, выставочные павильоны,  конференц-залы, концертные площадки, офисные здания.

«Его работы объединяет экспериментальный подход. Он расширил архитектурное поле не только в отношении решаемых проблем, но и в отношении  использованных инструментов и ​​методов.  Он может видеть в стандартных компонентах и ​​обычных материалах, таких как бумажные трубки, упаковочные материалы или транспортные контейнеры, возможности использовать их по-новому. Он известен своими структурными инновациями и творческим использованием нетрадиционных материалов, таких как бамбук, ткань, бумага и композиты из переработанного бумажного волокна и пластмасс», – сказано в обращении членов жури Притцкеровской премии.