Этторе Соттсасс: Проектировать нужно вокруг человека и его эмоций

Этторе Соттсасс: Проектировать нужно вокруг человека и его эмоций

Об архитектурном образовании, функционализме и эмоциях 

Этторе Соттсасса (Ettore Sottsass) называют патриархом итальянского дизайна. Архитектор и дизайнер проектировал мебель, ювелирные украшения, светильники, офисное оборудование, частные дома и даже аэропорт. Он увлекался живописью и фотографией (снимал все, что было ему интересно). Соттсасс был одним из основателей группы «Мемфис» и считал, что все окружающие объекты должны вызывать эмоции.

Архитектурное образование

Родился наш герой 14 сентября 1917 года на родине своей матери – в Инсбруке (Австрия). Отец, Этторе Соттсасс-старший, был архитектором и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. В 1929-м семья переезжает в Турин, ведь именно здесь было расположено одно из лучших архитектурных учебных заведений. Этторе-младший закончил Туринский технический университет в 1939-м. Во время Второй мировой войны служил в итальянской армии и попал в концлагерь в Югославии.

В 1947-м вернулся домой, некоторое время работал с отцом. Вскоре решил уехать в Милан, где занимался дизайном, живописью, скульптурой, а также написанием статей для издания Domus.

Карьера в сфере промышленного дизайна

В 1959-м начал сотрудничество с фабрикой Olivetti. С компанией он сотрудничал многие годы и создал множество проектов (мебель, офисное оборудование). Эти разработки позволили нашему герою приобрести ценный опыт и стать одним из ведущих промышленных дизайнеров своего времени. Он выработал свой стиль, базирующийся на художественном конструировании, цвете и вниманию к форме. Например, его красная пишущая машинка Valentine качественно выделялась на фоне серо-черной офисной техники.

В 1960-х побывал в Индии. Под впечатлением от поездок дизайнер создал керамические скульптуры и Superboxes.

Работа на корпорацию для Этторе Соттсасс начала быть в тягость. Он не видел в разработке потребительских товаров больше ничего интересного. Более того, считал, что потребительский подход скрывает угрозы.  В конце 60-х – в начале 70-х сотрудничает со студиями Superstudio, Archizoom, движением «Радикального дизайна». Результатом творческих поисков стало движением «Мемфис».

«В детстве вокруг меня без конца говорили о функционализме. Меня это раздражало. Я убежден, что дизайн – и промышленный, и архитектурный – должен быть не только полезным, но и волнующим, чувственным. Именно поэтому во всех своих работах я использую яркие цвета – они будят воображение и радуют глаз», – поделился дизайнер  в интервью журналу Admagazine.

В последующих работах он старался отойти от чистого функционализма и показать красоту простых форм и интересных акцентов. 

Группа «Мемфис»

Группа «Мемфис» была основана в конце декабря 1980-го года и являла собой сообщество архитекторов и дизайнеров. Кроме  Соттсасса, в нее вошли Ханс Холляйн (Hans Hollein), Питер Шир (Peter Shire), Хавьер Марискаль (Javier Mariscal), Сиро Курамата (Shiro Kuramata), Массанори Умеда (Massanori Umeda), Майкл Грейвз (Michael Graves). Название объединение получило в честь песни Боба Дилана Stuck Inside of Mobile With the Memphis Blues Again.

Их работы сегодня называют среди образцовых примеров постмодернизма. Впервые группа презентовала свои разработки в Милане в 1981-м. Неординарная коллекция из 40 предметов  вызвала настоящий фурор.

Творческое объединение просуществовало до 1988 года, но Этторе оставил группу раньше – в 1985-м.

Собственная фирма

В 1981-м дизайнер также основал свою фирму – Sottsass Associati. Бюро специализировалось на архитектуре и радикально подходило к проектированию. Этторе Соттсасс был уверен, что окружающие объекты должны будоражить, вызывать реакцию. При чем, не обязательно позитивную. Компания работала с такими заказчиками, как Apple, Siemens, NTT, Philips. 

«Я не строю символы власти – большие здания и небоскребы. Моя архитектура интимна, я работаю для людей, а не для официальных институтов. Я сделал только один большой общественный проект – интерьеры аэропорта Мальпенса в Милане. Но и там нет ощущения «власти» технологий и авиакомпаний», – рассказал архитектор.

В проектах итальянца использовалось минимум стекла. Он был уверен, что современные здания – это не обязательно масштабные постройки с уклоном в технологичность. Соттсасс любил керамику, кирпич, камень, дерево, так как с этими материалами проще жить.

«Проектировать нужно вокруг человека и его эмоций», – уверял архитектор.

Умер Этторе Соттсасс 31 декабря 2007 года.