Ричард Мейер: Я верю в архитектуру

Ричард Мейер: Я верю в архитектуру

О влиянии Ле Корбюзье, модернизме и белом цвете

Его называют последним модернистом современности. Ричард Майер (Richard Meier) является ведущим представителем американского авангарда. Обладатель Прицкеровской премии 1984 года известен белоснежными зданиями с выверенными геометрическими формами. Часто проекты архитектора называют лиричными и возвышенными, хотя сам Мейер очень прагматично относится к пространству. Для него важно создать место с определенными путями перемещения, а не эмоции.

Архитектурное образование, увлечение конструктивизмом

Родился будущий архитектор 12 октября 1934 года в Нью Джерси.  В 1957 получил архитектурное образование в Корнуэльском университете. В 25 лет отправился в Париж с намерением устроиться в мастерскую Ле Корбюзье. Хоть великий мастер и не захотел брать в свою команду американца, тот не утратил интерес к конструктивизму.

Был членом «Нью-Йоркской пятерки» архитекторов-пуристов. Он вместе с  Питером Эйзенманном, Чарльзом Гуотми, Майклом Грейвзом и Джоном Хайдуком смог наиболее близко подойти к пуристским идеалам.

Проработав в нескольких компаниях, где занимался в основном проектами частных домов,  решил открыть собственное бюро. В 1963 году основал фирму и получил заказы на масштабные проекты (например, Смит-хауз в Дариене). Вскоре Ричард Мейер сменил сферу и сконцентрировался на зданиях в стиле романтического модернизма, основы которого заложил Ле Корбюзье. Белые строения стали визитной карточкой нашего героя.

«Я не заимствую формы Ле Корбюзье. Для меня важны его пять принципов, идея разделения конструкции и оболочки, но не конкретные формы. Какие-то его идеи ценны, какие-то я отбрасываю и использую свои. Это творческий процесс. Я смотрю на работы Корбюзье, Аалто и Райта так же, как на архитектуру Борромини, Браманте и Бернини. Меня интересует не то, как это выглядит, а как решено пространство», – отметил архитектор в интервью Admagazine.

Лиричные здания и многогранный белый цвет

В своих зданиях Мейер акцентирует на ясности форм и четкости архитектурных конструкций. Его проекты узнаваемы благодаря прямолинейным элементам из белых металлических панелей и внешней отделке белого цвета.

«Белый – самый удивительный цвет, потому что внутри него вы можете увидеть все цвета радуги. Белизна белого никогда не бывает просто белой; она почти всегда трансформируется светом и тем, что меняется: небом, облаками, солнцем и луной», – поделился наблюдениями американец.

Еще одна черта авторского стиля – все строения не просто органично вписаны в ландшафт, но и отлично просматриваются с различных обзорных точек.

Ричард Мейер подчеркивает, что для него главное – масштаб. Он проектирует пространство, а не эмоции. Наш герой уверен, что открытость и ясность – это характеристики, которые представляют собой американскую архитектуру в лучшем виде. Мейер считает, что архитектура обладает способностью вдохновлять, поднимать дух, насыщать и ум, и тело.

«Когда меня спрашивают, во что я верю, я говорю, что верю в архитектуру. Архитектура – мать искусств. Мне нравится верить, что архитектура соединяет настоящее с прошлым и материальным с нематериальным», – рассказал Ричард Мейер.

В 1984-м архитектор стал самым молодым обладателем Притцкеровской премии (получил награду в 49 лет).

«Благодаря поиску ясности и экспериментам с балансом между светом и пространством он создал проекты, которые являются личностными, энергичными, оригинальными», – отметили члены жюри в поздравительной речи.

Знаковые проекты

·         Смитс Хауз, Дариен, США, 1965–1967

·         Дуглас Хауз, Харбор Спрингс, США, 1973

·         Исследовательский Центр, Нью-Йорк, США 1976

·         Хартфордская семинария, Хартфорд, США, 1981

·         Музей Высоких Искусств, Атланта, США, 1983

·         Центр Даймлер-Крайслер, Ульм, Германия, 1992

·         Штадтхауз, Ульм, Германия, 1994

·         Сити Холл и Центральная Библиотека, Гаага, Нидерланды, 1995

·         Музей современного искусства, Барселона, Испания, 1995

·         Музей Телевидения и Радио, Беверли Хиллз, США, 1996

·         Рахоффски Хауз, Даллас, Техас, 1996

·         Центр Гетти, Лос-Анджелес, США, 1997

·         Камденский Медицинский центр, Сингапур, 1998

·         Резиденция Сендры Окконор, Феникс, США 2000

·         Церковь Юбилея, Рим, Италия 2003

·         Музей Фрёдер Бурда, Баден Баден, Германия, 2004

·         Ара Пасис Мазей, Рим, Италия, 2006

·         Скрентонский Университет, Connolly Hall, 2007

·         Здание Института Научных Технологий, Итака, Нью-Йорк, 2007

·         Сан Хосе Сити Холл, Сан-Хосе, США, 2004–2007

·         ECM City Tower, Прага, Чехия, 2004—2007

·         Площадь Великой Армии, Бруклин, США, 2003–2008

·         Дома в Бодруме, Бодрум, Турция, 2010–2014