Его называют последним модернистом современности. Ричард Майер (Richard Meier) является ведущим представителем американского авангарда. Обладатель Прицкеровской премии 1984 года известен белоснежными зданиями с выверенными геометрическими формами. Часто проекты архитектора называют лиричными и возвышенными, хотя сам Мейер очень прагматично относится к пространству. Для него важно создать место с определенными путями перемещения, а не эмоции.
Архитектурное образование, увлечение конструктивизмом
Родился будущий архитектор 12 октября 1934 года в Нью Джерси. В 1957 получил архитектурное образование в Корнуэльском университете. В 25 лет отправился в Париж с намерением устроиться в мастерскую Ле Корбюзье. Хоть великий мастер и не захотел брать в свою команду американца, тот не утратил интерес к конструктивизму.
Был членом «Нью-Йоркской пятерки» архитекторов-пуристов. Он вместе с Питером Эйзенманном, Чарльзом Гуотми, Майклом Грейвзом и Джоном Хайдуком смог наиболее близко подойти к пуристским идеалам.
Проработав в нескольких компаниях, где занимался в основном проектами частных домов, решил открыть собственное бюро. В 1963 году основал фирму и получил заказы на масштабные проекты (например, Смит-хауз в Дариене). Вскоре Ричард Мейер сменил сферу и сконцентрировался на зданиях в стиле романтического модернизма, основы которого заложил Ле Корбюзье. Белые строения стали визитной карточкой нашего героя.
«Я не заимствую формы Ле Корбюзье. Для меня важны его пять принципов, идея разделения конструкции и оболочки, но не конкретные формы. Какие-то его идеи ценны, какие-то я отбрасываю и использую свои. Это творческий процесс. Я смотрю на работы Корбюзье, Аалто и Райта так же, как на архитектуру Борромини, Браманте и Бернини. Меня интересует не то, как это выглядит, а как решено пространство», – отметил архитектор в интервью Admagazine.
Лиричные здания и многогранный белый цвет
В своих зданиях Мейер акцентирует на ясности форм и четкости архитектурных конструкций. Его проекты узнаваемы благодаря прямолинейным элементам из белых металлических панелей и внешней отделке белого цвета.
«Белый – самый удивительный цвет, потому что внутри него вы можете увидеть все цвета радуги. Белизна белого никогда не бывает просто белой; она почти всегда трансформируется светом и тем, что меняется: небом, облаками, солнцем и луной», – поделился наблюдениями американец.
Еще одна черта авторского стиля – все строения не просто органично вписаны в ландшафт, но и отлично просматриваются с различных обзорных точек.
Ричард Мейер подчеркивает, что для него главное – масштаб. Он проектирует пространство, а не эмоции. Наш герой уверен, что открытость и ясность – это характеристики, которые представляют собой американскую архитектуру в лучшем виде. Мейер считает, что архитектура обладает способностью вдохновлять, поднимать дух, насыщать и ум, и тело.
«Когда меня спрашивают, во что я верю, я говорю, что верю в архитектуру. Архитектура – мать искусств. Мне нравится верить, что архитектура соединяет настоящее с прошлым и материальным с нематериальным», – рассказал Ричард Мейер.
В 1984-м архитектор стал самым молодым обладателем Притцкеровской премии (получил награду в 49 лет).
«Благодаря поиску ясности и экспериментам с балансом между светом и пространством он создал проекты, которые являются личностными, энергичными, оригинальными», – отметили члены жюри в поздравительной речи.
Знаковые проекты
· Смитс Хауз, Дариен, США, 1965–1967
· Дуглас Хауз, Харбор Спрингс, США, 1973
· Исследовательский Центр, Нью-Йорк, США 1976
· Хартфордская семинария, Хартфорд, США, 1981
· Музей Высоких Искусств, Атланта, США, 1983
· Центр Даймлер-Крайслер, Ульм, Германия, 1992
· Штадтхауз, Ульм, Германия, 1994
· Сити Холл и Центральная Библиотека, Гаага, Нидерланды, 1995
· Музей современного искусства, Барселона, Испания, 1995
· Музей Телевидения и Радио, Беверли Хиллз, США, 1996
· Рахоффски Хауз, Даллас, Техас, 1996
· Центр Гетти, Лос-Анджелес, США, 1997
· Камденский Медицинский центр, Сингапур, 1998
· Резиденция Сендры Окконор, Феникс, США 2000
· Церковь Юбилея, Рим, Италия 2003
· Музей Фрёдер Бурда, Баден Баден, Германия, 2004
· Ара Пасис Мазей, Рим, Италия, 2006
· Скрентонский Университет, Connolly Hall, 2007
· Здание Института Научных Технологий, Итака, Нью-Йорк, 2007
· Сан Хосе Сити Холл, Сан-Хосе, США, 2004–2007
· ECM City Tower, Прага, Чехия, 2004—2007
· Площадь Великой Армии, Бруклин, США, 2003–2008
· Дома в Бодруме, Бодрум, Турция, 2010–2014