Дизайнер и архитектор Арне Якобсен (Arne Emil Jacobsen) – основоположник датского функционализма. Наряду с Алваро Аалто его называют среди наиболее известных представителей скандинавского дизайна. Все его работы – продуманы до мелочей. Разрабатывая проект здания, он отвечал не только за архитектуру. Якобсен создавал внутреннее оформление (от мебели до столовых приборов и дверных ручек). Такой комплексный подход позволял получить гармоничный, цельный и законченный проект. Творческий метод датчанина базировался на соразмерности и функциональности.
Из каменщиков в архитекторы
Родился наш герой 11 февраля 1902 года в Копенгагене. Карьера будущего дизайнера и архитектора началась с профессии каменщика. В 1924-м Арне поступил в Датскую королевскую Академию изящных искусств. В 1925-м участвовал во Всемирной выставке, которая принесла студенту серебряную медаль за дизайн кресла. Большое влияние на становление эстетической парадигмы Якобсена оказали работы Ле Корбюзье, а также рационалистическая архитектура Миса ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса.
С началом Второй мировой войны Арне Якобсену пришлось бежать в Швецию (он был этническим евреем). Работать архитектором нашему герою было запрещено, поэтому он устроился художником по тканям и обоям. Дизайном мебели занялся после войны.
Знаковые проекты
Среди важных архитектурных проектов Якобсена нужно отметить первую в Дании виллу в духе функционализма (1931) и театр Беллевю в Клампенберге, офисы компаний Stelling (1937), Espersen (1955), аэровокзал с гостиницей в Копенгагене (1959−61), стадион и жилой комплекс для малосемейных в Гентофте (1947−1949), колледж Святой Екатерины в Оксфорде (1960), здание Датского национального банка (1966-1978).
Предметы интерьера наш герой проектировал с учетом внутреннего пространства зданий и анатомии человека. Некоторые разработки мастера стали классикой современного дизайна.
1. Диван Mayor для &tradition (1939). Это совместный проект с датским архитектором Флеммингом Лассеном. Диван проектировался для городской мэрии города Соллерод (Дания). Основание выполнено из дуба. Модель примечательна спинкой, плавно переходящей в подлокотники, и яркой обивкой с двумя рядами пуговиц. В 2013-м фабрика &tradition запустила переиздание дивана.
2. Стул Ant для Fritz Hansen (1952). Легендарная модель стула Ant стала иконой дизайна. Название стул получил благодаря сходству с силуэтом муравья. Эта модель – первая, выполненная из цельного листа формованной фанеры. Ant был спроектирован для столовой датской фармацевтической компании. Перед дизайнером стояла задача создать легкий и удобный стул с возможностью штабелирования.
3. Стул Series 7 для Fritz Hansen (1955). Изначально разработка была выпущена под названием 3107. Эта модель также выполнена из цельной фанеры, но для ее изготовления использовалась новая технология формирования древесины – шпон растягивался в трех измерениях. По словам Якобсена, этот стул был создан по подобию стула Имзов.
4. Кресло Egg для Fritz Hansen (1958). Эта модель разработана для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене (позже переименован в Radisson Blu Royal Hotel), который проектирован Арне Якобсен. Задачей архитектора было не только построить здание, но и укомплектовать его интерьеры. Подрядчиком в изготовлении кресла выступила фабрика Fritz Hansen, которая и до сегодня владеет правами на некоторые решения нашего героя. Интересно, что прототип Egg датчанин изготовил из глины, чтобы добиться идеально округлого силуэта. В этой модели был впервые использован каркас из пластика, армированный стекловолокном.
5. Cветильник AJ для Louis Poulsen (1957). Для этого же отеля была создана настольная лампа AJ, получившая в название инициалы своего автора. Светильник выполнен из металла. Подвижный абажур позволяет менять направление света. В основании модели есть круглая выемка, которая предназначалась для пепельницы.
6. Кресло Swan для Fritz Hansen (1958). Еще одна разработка для SAS Royal Hotel – кресло Swan. Модель с плавными и текучими линиями напоминает силуэт лебедя с раскрытыми крыльями.
«Красота в архитектуре – это, прежде всего, пропорциональность, затем – материал, то есть умение отличить хороший материал от плохого. И, наконец, цвет. А как результат всего этого – общее впечатление», – так видел прекрасное датчанин.
Умер Арне Якобсен 24 марта 1971 года в Копенгагене.