Француз Франсуа Катру (François Catroux) в течение почти 50 лет создает пространства, в которых соединяются чувственность текстур, продуманность форм, элегантность и изящество. Список его клиентов – не самый длинный, но один из самых впечатляющих. Дизайнер разрабатывал проекты для модельера Дианы фон Фюрстенберг (Diane von Furstenberg and) и бизнесмена Барри Диллера (Barry Diller), Ирины Абрамович (Irina Abramovich), греческого принца Павла. Нью-Йорк, Париж, Гонконг, Лос-Анжелес – работы Катру расположены во многих уголках мира. Среди последних интерьеров, созданных декоратором, числятся дворец для принца Саудовской Аравии, а также семейный дом Hamptons.
Офис дизайнера находится в Париже, а его команда насчитывает всего 10 человек. По словам нашего героя, трое единомышленников работают с ним с 1975 года и настолько хороши, что могут заменить 15 человек. Перед тем, как взяться за новый проект, дизайнер проводит небольшое собеседование с клиентом. «После первых 10 минут общения я знаю, сработаемся ли мы. Если нет, говорю, что занят до 2017 года. И я никогда не ошибаюсь», – говорит Франсуа Катру.
Дизайнер начал свою карьеру в 1960-х. Катру – внук французского генерала, родился в колониальном Алжире. Его родители владели фермами и виноградниками. После двух лет службы во французской армии 20-летний Франсуа приехал в Париж.
Мастер вспоминает, что начал изучать дизайн, не понимая этого. Как такое возможно? Он посещал друзей и знакомых, живущих в красивых домах. «Я никогда не изучал дизайн интерьера. Я не верю в такие школы. Школы могут научить вас только техники, но не вкусу или чутью», – утверждает декоратор.
В 1960 году Франсуа отправился в Нью-Йорк как корреспондент журнала ELLE. Он окунулся в светскую жизнь и познакомился с декоратором Билли Болдуином (Billy Baldwin), знаковой фигурой мира дизайна ХХ века, и архитектором Филиппом Джонсоном (Philip Johnson), основоположником «интернационального стиля» и будущим лауреатом первой Притцкеровской премии.
«Америка и современный стиль, который я там увидел, произвели на меня большое влияние. Я много раз бывал в Нью-Ханаане в стеклянном доме Филиппа Джонсона. Я был очень впечатлен», – делится воспоминаниями Франсуа Катру в интервью изданию Sotheby’s.
Вскоре после того, как француз вернулся в Париж, он получил первый заказ. Итальянская кутюрье Мила Шон (Mila Schön) попросила оформить ее апартаменты в Милане. Фото этого интерьера попали в арт-журнал L’Œil. В это же время жилье Франсуа сфотографировал Пауль Хорст (более известный как Хорст П. Хорст), выдающийся портретист и фотограф Vogue. С этого двойного успеха и началась профессиональная карьера дизайнера.
В 80-х годах в Нью-Йорке вошел в моду стиль 19 века. Но французский декоратор выбрал другое направление – он обратился к тенденциям 18 столетия. Неоклассицизм Катру считает более строгим и чистым, приближенным к модернизму и избавленным от ненужных деталей 19 века.
Франсуа Катру называет себя модернистом. Кроме дизайна жилых помещений, француз занимает оформлением интерьеров самолетов и яхт.
К выпуску готовится монография, в которую войдут лучшие работы дизайнера. Перебирая фото своих интерьеров для публикации, Катру заметил, что проекты 1960-х годов выглядят свежо. «Мои лучшие проекты, надеюсь, выглядят вне времени», – подытоживает мастер.
Франсуа Катру считает, что добиться «вневременного» эффекта можно, избавившись от ненужных вещей. Речь идет не о минимализме, а о том, чтобы оставить в помещении действительно важные предметы.