Жан Нувель: архитектор – это человек, который что-то говорит

Жан Нувель: архитектор – это человек, который что-то говорит

О театральности, понимании стиля и нелюбви к чертежам

Французский архитектор Жан Нувель (Jean Nouvel) с 1970-х годов создает свой архитектурный язык, не опираясь на эстетику модернизма и постмодернизма. Лауреат Притцкеровской премии 2008 года проектирует дома, которые гармонично вписываются в окружающую среду. В дизайне строений могут читаться заимствования как традиционных, так и современных форм. При этом одно остается неизменным: каждое здание уникально. Разработки Жана Нувеля можно встретить не только в странах Европы, но и в Азии, Северной и Южной Америке.

Наш герой как многогранная личность не ограничивается архитектурой. В его портфолио – удачные проекты предметного дизайна для мебельных фабрик Sawaya & Moroni, Moroso, Molteni & C, а также упаковок для конфет Nestlé и флакона для духов YSL.

Особое понимание стиля

Родился архитектор в 1945 году в городке Фюмель (Франция). Образование получил в Школе изящных искусств в Париже. В 1975 году открыл свое архитектурное бюро.

Специалисты отмечают, что проекты Нувеля часто меняют окружающий пейзаж, становясь главной достопримечательностью местности.

«Для Нувеля в архитектуре априори нет понятия «стиль». Скорее контекст, интерпретированный в самом широком смысле, чтобы включить в себя культурную составляющую, место размещения, видение клиента. Этот контекст провоцирует его развивать различные стратегии для каждого проекта», – отметили члены жюри Притцкеровской премии.

Архитектурность, театральность, концептуальность

Разработки архитектора примечательны некой театральностью. Француз часто приравнивает свою работу к работе режиссера.

«Все театральное. Я долгое время работал в качестве сценографа, даже разрабатывая социальное жилье… Сценография – это отношения между объектами и материей, которые мы хотим показать тому, кто смотрит. В сущности, в каждом строении есть возможность показать вид на 360 градусов. Слово «сценография» не беспокоит меня до тех пор, пока его используют в правильном смысле», – сказал Жан Нувель в интервью El Croquis.

Наш герой также считает очень близким к архитектуре кино, так как они существуют во времени и движении.

«Критики называют меня концептуальным архитектором, который работает больше со словами, чем с чертежами. Я не доверяю чертежам как способу зафиксировать идеи (это неудобно в творческом процессе). Слова в этом смысле более либеральны. Я думаю, что архитектор – это человек, который что-то говорит», – поделился своими наблюдениями Нувель.

Проекты

Институт арабского мира в Париже (1987). Один из фасадов выполнен из механически управляемых фотоэлементов. Эти элементы закрываются или открываются в зависимости от изменения уровня освещения. Институт состоит из музея, библиотеки, выставочных залов, детских мастерских, центра информационного обслуживания, аудиторий, ресторана.

Guthrie Theater в Миннеаполисе

Международный Центр Конгрессов Le Vinci в Туре, Франция (1993)

Здание фонда Cartier в Париже (1994)

Галлерея Lafayette в Берлине (1996)

Башня Dentsu в Токио (1998)

Культурно-деловой центр Люцерна (2000). Сам Жан Нувель назвал это здание образцом использования принципа обрамления пейзажа.

Отель Sofitel Stephansdom в Вене (2010)

Филиал Лувра в Абу-Даби (2015)