Паулу Мендес да Роша: Квинтэссенция архитектуры – это города

Паулу Мендес да Роша: Квинтэссенция архитектуры – это города

Об урбанизме, личном пространстве и социальных обязательствах архитектора

Бразильского архитектора Паулу Мендес да Роша (Paulo Mendes da Rocha) называют нонконформистом и реалистом. На работы одного из самых известных бразильских урбанистов большое влияние оказал модернизм. Проекты нашего героя – это отказ  от историзма в пользу современных форм и технологий. При всей массивности бетонные здания (а необработанный бетон – один из любимых материалов бразильца) не кажутся грубыми. И все благодаря использованию стекла.

Паулу Мендес да Роша  преподавал в Университете Сан-Паулу и был президентом Бразильского института архитекторов. Сегодня он поддерживает частную практику (в частности – сотрудничает со своими учениками) и занимается дизайном мебели.

60 лет архитектурной практики

Паулу Мендес да Роша родился 25 октября 1928 года в городе Витория. Отец Паулу был инженером-судостроителем. С 1940 семья Мендеса да Роша переехала в Сан-Паулу, где в 1954-м наш герой окончил архитектурную школу Mackenzie. После получения степени в области архитектуры он открыл свою студию. В это время Паулу был членом авангардной группы Paulist Brutalist, которая придерживалась таких принципов, как использование четких геометрических линий, тяготение к массивности и более грубым формам.

Его самый ранний шедевр – Спортивный клуб Сан-Паулу (1957). В конце 60-х архитектор выходит на международную арену: он занимается проектированием бразильского павильона на выставке в японской Осаке. Хоть большой популярности в это время Мендес да Роша не снискал, но 70-е стали достаточно плодотворными. В 1973-м он проектирует стадион «Серра Доурада» (открытый в 1975 году), Музей современного искусства (1975).

Дальнейшие работы бразильца примечательны использованием необычных сочетаний стекла и бетона. Отличная иллюстрация такого приема – Бразильский музей скульптуры (1986—1988), капелла св. Петра, магазин FORMA (1987).

Среди последних работ нашего героя – генеральный план испанского Университета Виго, бульвар Спорта в Париже, комплекс Олимпийских игр 2008 года.

Видение пространства и архитектуры

Бразилец считает, что любое пространство должно иметь значение, общественное измерение. Он убежден, что нет личного пространства.

«Единственное личное пространство, которое можно себе представить, - это человеческий разум», – подчеркнул архитектор.

По мнению Мендеса да Роша, архитектура – это конструкция, которая объединяет науку, искусство и технологии.

«Квинтэссенция архитектуры – это города. А в подсознании человека город – всегда мечта, манящий символ каких-то смутных, неисполнимых обещаний. Так что архитектура не может и не должна быть сиюминутной и возникать мгновенно. Архитектура – это погоня за мечтой, неторопливая, но настойчивая», – поделился бразилец в одном из интервью.

Премии

Паулу Мендес да Роша занимается также реконструкциями зданий. Так, в 2000 году за проект реконструкции Государственной пинакотеки в Сан-Паулу он был удостоен премии Миса ван дер Роэ в сфере латиноамериканской архитектуры.

В 2006 году Мендес да Роша получил Притцкеровскую премию. Члены жюри отметили социальную ответственность архитектора. По их мнению, бразилец вне зависимости от проекта (жилые здания, библиотеки, спортивные стадионы, художественные музеи) учитывает потребности тех, для кого эти строения создаются.

«Паулу Мендес да Роша из Сан-Паулу, Бразилия, вдохновленный принципами и языком модернизма, а также посредством смелого использования простых материалов, в течение последних шести десятилетий создает здания с глубоким пониманием поэтики пространства. Он изменяет ландшафт и пространство архитектурой, стремясь удовлетворить как социальные и эстетические потребности человека», – сказано в поздравительной речи комитета Притцкеровской премии.

В 2016-м Мендес да Роша получил Золотой Лев за вклад в развитие архитектуры.