Европа познакомилась с творчеством Фернандо и Умберто Кампана (Fernando & Humberto Campana) в 90-х годах. С того времени братьев называют не иначе, как основателями тропического модернизма. Работы бразильских дизайнеров, пронизанные культурой карнавала, остаются в центре внимания уже два десятилетия.
Братья Кампана сотрудничают с мебельными фабриками Edra, Cappellini, Vitra, разработали коллекцию украшений для компании H. Stern, аксессуары и одежду для Firma Casa, Melissa, Lacoste, Louis Vuitton, светильники для Swarovski, O Luce, FontanaArte, вазы для Teracrea. Дизайнеры постоянно экспериментируют с формами, но остаются верными своему принципу: превращать обычные промышленные материалы в настоящие арт-объекты.
Совместная работа
Умберто (родился в 1953 году) сначала изучал юриспруденцию, но после получения диплома решил сменить сферу деятельности. Он поступил на курсы промышленного дизайна при Бразильском музее скульптуры. Младший брат – Фернандо (родился в 1961 году) – также изучал дизайн на этих курсах.
Их первая выставка называлась The Inconsolable («Безутешный») и прошла в 1989 году в Сан-Пауло. Среди поворотных этапов карьеры братья называют выставку «Проект 66» в нью-йоркском Музее современного искусства (1998 год).
Их работы – постоянные участники лучших международных выставок. В активе Умберто и Фернандо – награда за лучший дизайн от Miami Art Basel и звание дизайнеров года от Maison & Object in Paris (2012).
Эксперименты с промышленными материалами
Стиль Кампана сложно не узнать. Особенность их нестандартных работ – необычные промышленные материалы (иногда – не новые), из которых братья умудряются создавать оригинальную мебель. Веревки, текстиль, картон, отходы производств из дерева в умелых руках превращаются в столы, кресла, диваны, шкафы, предметы декора.
Один из самых ярких примеров – кресло Favela (Edra, 2002 год), как будто бы наспех сколоченное из найденных в фавелах деревяшек. Не менее эффектно выглядят кресла Corallo (2004), выполненное из стальной проволоки, или кресло Vermelha, сидение и спинку которого формируют перепутанные веревки, прикрепленные к каркасу.
По словам дизайнеров, при разработке новых моделей первым приходит материал. Они внимательно изучают его формы, свойства, функции, эргономичность и пределы его возможностей.
Бразильцы доказали, что контраст дешевых и часто неприглядных материалов с высокими технологиями – это не просто новый подход в промышленном дизайне. Такое сочетание добавляет привычным вещам ироничности и эмоциональности.
Источник вдохновения
«Улицы Сан-Пауло являются своего рода лабораторией для наших замыслов. Всякий раз, когда нам нужно вдохновение, мы полагаемся на хаос и красоту города», – поделились своими наблюдениями братья Кампана в одном из интервью.
Дизайнеры считают, что их работы никогда не появились бы без городского китча, в котором живут бразильцы, и невероятной природы, которая их окружает.