Карьера американского промышленного дизайнера Владимира Кагана (Vladimir Kagan) длилась около 70-ти лет. Его скульптурная мебель стала символом целой эпохи. Определяющими для нашего героя были ручная работа и принципы функциональности. Революционную мебель обтекаемых форм и ярких расцветок по достоинству оценили Энди Уорхол (Andy Warhol), Мэрилин Монро (Marilyn Monroe), Уолт Дисней (Walt Disney) и многие другие. Работы дизайнера украшают интерьеры гостиниц, отелей, ресторанов и частных резиденций по всему миру.
Эмиграция и начало карьеры
Родился он в 1927 году в городе Вормс, Германия. В 11-летнем возрасте (в 1938-м) вместе с семьей Владимир эмигрировал в США. Его отец, который был краснодеревщиком, открыл в Нью-Йорке мебельную лавку. Каган получил образование архитектора в Колумбийском Университете, и в 1947-м начал работать в мастерской отца. По признанию нашего героя, он был не самым лучшим столяром, но хорошо рисовал и отменно справлялся с проектированием мебели.
«Отцовская фабрика в Нью-Йорке служила отличным испытательным полигоном. У меня был доступ к оборудованию и поддержка отца, что позволило мне делать то, что я хотел делать безо всяких ограничений. У меня была возможность воплощать свои замыслы в реальные вещи», – рассказал дизайнер в интервью для цикла телепередач Design Giants.
Вскоре у Владимира появилась идея открыть магазин, в котором будет выставлена только мебель его авторства. Разработки молодого дизайнера очень скоро стали популярны.
Функционально – значит удобно
«Первые десять лет я очень увлекался скульптурой, что и отразилось на моих работах. Я развивал идею о том, что мебель должна быть более удобной. Я почерпнул ее из постулатов школы «Баухаус», в которых говорится, что главное в дизайне – функциональность. А для меня функциональным являлось удобство. В своих работах я всегда ориентировался на удобство. И я нахожу прекрасным, что люди чувствуют себя удобно на моей мебели», – подчеркнул мастер.
Его первый коммерческий заказ – софт-зона для членов международных делегаций для штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.
В конце 50-х скульптурная мебель начала пользоваться огромным спросом. При чем, иногда мебель не успевали производить, и некоторые модели продавали в виде рисунков. Среди клиентов Кагана появляются известные личности, с которыми впоследствии он дружил много лет.
Дизайнер использовал принцип «чем меньше, тем лучше». На его диване помещалось до десяти человек, что позволяло отказаться от кресел. Освободившееся пространство можно было использовать для статуй, предметов искусства. Такое решение оценили клиенты, многие из которых были коллекционерами.
«Моя мебель позволяла людям наслаждаться предметами искусства и видами. Так я придумал концепцию интерьерных пейзажей», – поделился дизайнер.
Мебель для резиденций и гостиниц
В 60-х наш герой понимает, что скульптурная мебель утратила актуальность. Он меняет принцип работы: начинает сотрудничать с дизайнерами интерьеров, которые использовали в своих оформлениях мебель Кагана, участвует в выставках интерьерного дизайна.
Дизайнер начинает разрабатывать более линейные модели. Так, он создает диван с разноуровневыми площадками для сидениями. Идея для новой мебели у него появилась во время отдыха в загородном доме. Его семья и гости часто проводили время на поляне, усевшись на камнях и пеньках.
Впоследствии мебель для резиденций стала востребована и в гостиничном бизнесе. Например, для отеля Standart Каган создал самый большой диван Omnibus – многоуровневый и разнонаправленный. С 2001-го года варианты этого дивана использовали в 360 бутиках Gucci. В этом же году Джорджио Армани (Giorgio Armani) приобрел стулья Cubist для своего ресторана Noby в Милане.
Кроме промышленного дизайна, наш герой разрабатывал архитектурные проекты (в частности – жилой дом в Нью-Йорке) и написал автобиографическую книгу The Complete Kagan. Каган был президентом Американской ассоциации дизайнеров интерьера A.S.I.D., преподавал историю современного дизайна в нескольких университетах.
«Сделано руками»
Дизайнер умер в возрасте 88 лет в апреле 2016 года. Многие его разработки – экспонаты постоянных коллекций Vitra Design Museum, MoMA (Сан-Франциско), The Victoria & Albert Museum.
«Мой отец всегда был приверженцем принципа ручной работы. Этого принципа я и придерживался всю свою жизнь. Все, что я разрабатывал, отражает руки мастера».