Работы британского архитектора Нормана Фостера (Norman Foster) часто критикуют приверженцы традиционной архитектуры. Его технологичный подход к планировке и строительству перевернул представления об офисах. В 81 год он продолжает создавать нестандартные и практичные строения.
Автор стеклянного купола над Рейхстагом, лондонского стадиона Wembley, нью-йоркской высотки Hearst, пекинского аэропорта, самого высокого небоскреба Европы – франкфуртского «Коммерцбанка», театра в Глазго, казахского «Дворца Мира», мостов, яхт и еще сотен зданий входит в топ лучших архитекторов. В 1990 году королева Великобритании Елизавета II посвятила нашего героя в рыцари, а в 1999-м пожаловала ему пожизненный титул пэра Англии.
Работа с 16 лет, служба в ВВС, «Группа четырех»
Норман Фостер родился 1 июня 1935 года в пригороде Манчестера в семье рабочего.
«Мне было интересно все то, что, возможно, вдохновляло итальянских футуристов в начале столетия, и во многом вдохновило других архитекторов. Например, Ле Корбюзье был влюблен в летающие машины и посвятил этому книгу. И именно одну из его книг, «К архитектуре», о сопоставлении классической архитектуры и быстрых гидропланов, я обнаружил в местной библиотеке. Помню, маленького меня взволновали и вдохновили эти машины и скорость – даже делал какие-то зарисовки», – поделился воспоминаниями архитектор в интервью Louisiana Channel.
В 16 лет по финансовым причинам Норман бросил школу и устроился работать в казначействе. В 18 лет поступил на службу в британские военно-воздушные силы, после работал в пекарне, на заводе, в мебельном магазине. В 1956-1961 гг. учился в Школе архитектуры Манчестерского университета. Вскоре наш герой выиграл стипендию на обучение в Йельском университете в США. Во время пребывания в Соединенных Штатах он познакомился с Ричардом Роджерсом.
После возвращения в Англию в 1963-м Фостер вместе со своей женой (Венди Фостер) и супругами Роджерс (Ричард и Сью Роджерс) основали мастерскую «Группа 4» (Team 4). Это объединение сделало большой вклад в развитие стиля хай-тек.
В 1967-м архитектор открыл собственную фирму Foster Associates, которая вскоре была переименована в Foster+Partners. В период 1968-1983 гг сотрудничал с Бакминстером Фуллером. Первым зданием, о котором заговорили в международном контексте, стал Центр изобразительных искусств Сейнсбери (Норидж, Великобритания).
Сегодня компания позиционирует себя как «архитектурная практика с главным офисом в Лондоне и представительствами по всему миру, которая построила здания на шести континентах». В лондонском офисе занято 1050 архитекторов, а еще 200 работают в 22 странах.
Инновационность и технологичность
С самого начала Фостер придерживался концепции быстрого строительства легких сборных сооружений. Для этого использовались интегрированные структурные и утилитарные компоненты. Благодаря такому подходу удавалось добиться еще одной цели – создавать легко адаптирующиеся интерьеры. Его хайтековские здания напоминают конструкцию, логику и красоту мостов и механику машин.
Один из важных принципов в работе архитектора – внимание к инновационным технологиям энергосбережения. Солнечный свет и воздух – это неисчерпаемые природные ресурсы, которые Фостер активно использует в своих проектах. Здания, разработанные им, отличаются большими открытыми пространствами и умными автоматическими системами, регулирующими потоки света. Отличный пример этого – 43-этажное Шанхайского банка в Гонконге с группой зеркал, управляемой компьютером.
«В архитектуре необходимо уважать человеческие ценности. Важна также целостность. Её, может быть, сложно выразить, но когда здание резонирует определенным образом, то видишь целостность его структуры или формы», – отметил Фостер в интервью Louisiana Channel.
Несмотря на почтенный возраст, он не оставляет работу.
«Я лично занимаюсь всеми проектами. Я все время в разъездах. У меня нет кабинета. Стол – это и есть мое рабочее место. Но я делаю эскизы, участвую в обсуждениях, контролирую процесс. Проекты идут с разной скоростью: когда в одном заказе пауза, можно заняться другим», – рассказал архитектор в интервью порталу Admagazine.
Награды
Здания британца дважды получали награду имени Стерлинга. Среди наград Нормана Фостера – Золотая медаль RIBA (1983) и золотая медаль AIA (1994). В 1990 году наш герой стал баронетом. 1999-й – знаковый год для архитектора. Он получил титул «Baron Foster of Thames Bank» и стал лауреатом Притцкеровской премии. В 2009 был удостоен Prince of Asturias Award.
«Стремление сера Нормана Фостера к искусству и к науке архитектуры воплотилось в триумфальных зданиях, каждое их которых можно назвать уникальным. Он заново изобрел высокие строения, создав по эко-технологиям самый высокий в Европе небоскреб – Commerzbank во Франкфурте. Он страстно заботится об окружающей среде и проектирует согласно экологическим принципам. С самых первых проектов он использует передовые технологии, чтобы выполнить задачу. Во время работы он принимает во внимание не только красоту и функциональность, но и благополучие будущих жильцов. Этот социальный аспект отражается в улучшении качества жизни. В начале 70-х он первым ввел понятие комфортного рабочего места. Для компании Willis Faber and Dumas он создал офисы с бассейном и травянистыми лужайками на крыше», – сказано в поздравительной речи жюри Притцкеровской премии.
Известные проекты
Башня Мэри Экс (Лондон, Великобритания)
Башня Хёрста (Нью Йорк, США)
Виадук Мийо (Франция)
Стадион Уэмбли (Лондон, Великобритания)
Стеклянный купол Рейхстага (Берлин, Германия)
Хан Шатыр (Астана, Казахстан)
Аэропорт Станстед (Лондон, Великобритания)
Музей изящных искусств (Бостон, США)
Сити холл (Лондон, Великобритания)
Коммерцбанк Тауэр (Франкфурт, Германия)
Всемирный портовый центр (Роттердам, Нидерланды)
Башня HSBC (Лондон, Великобритания)
Метрополитен Бильбао (Испания)
Филологическая библиотека Свободного университета Берлина (Германия)
Факультет юриспруденции Кембриджского университета (Великобритания)