Антонио Читтерио: Я не вижу различий между архитектурой и дизайном

Антонио Читтерио: Я не вижу различий между архитектурой и дизайном

Об увлечении дизайном, архитектурой и оформлением пространств, понимании проектирования и проектах «как для себя»

Антонио Читтерио (Antonio Citterio) – архитектор и один из лидеров промышленного дизайна. Он любит кошек и живопись, хотя в художниках разочаровался из-за их россказней. Он не читает профессиональные журналы и мечтает спроектировать церковь и музей. Некоторые его разработки вошли в экспозиции известных музеев мира, в том числе парижского центра Пампиду и нью-йоркского Музея современного искусства. Итальянец за свою карьеру сотрудничал с такими известными фабриками, как FlexformAxorHansgroheB&B Italia, Flos, Kartell, Maxalto, Vitra

Читтерио – промышленный дизайнер 

Родился Антонио Читтерио 16 июня 1950 года в городке Меда к северу от Милана. Его отец был столяром и вручную изготавливал мебель. Будучи окруженным итальянской архитектурой, с выбором профессии Антонио определился рано. В 13 лет он знал, что свяжет свою жизнь с художественным творчеством и дизайном.

Образование по специальности архитектор получил в Политехническом университете в Милане. Поскольку итальянское архитектурное образование славится универсализмом, не удивительно, что наш герой увлекся предметным дизайном. Еще во время учебы Антонио получил награду за проект мягкой мебели. Работать как дизайнер и консультант начал с 1972 года. Постепенно среди его заказчиков появились B&B Italia, Boffi, Flexform, Flos, Kartell, Pozzi & Ginori, Vitra.

После окончания учебы вместе с Паолой Навоне основал студию дизайна. Сотрудничество дизайнеров продлилось до 1981-го года.

Читтерио – декоратор, архитектор, лектор

В начале 1980-х дизайнер увлекается архитектурой и дизайном помещений. Он основывает  студию, которая занималась архитектурой, дизайном и разработкой концепции арт-проектов.

Архитектурная практика итальянца началась с 1983 года. Один из его проектов (в сотрудничестве с архитектором Витторио Греготти) — реконструкция Художественной Галереи Brera в Милане, где Читтерио занимался залами Пьеро де ла Франческа и Рафаэля. 

В 1987-м вместе со своей женой Тэрри Дван организовывает бюро Antonio Citterio and Terry Dwan Architects. За следующее десятилетие они создали коммерческий и административный комплекс в Seregno, миланcкий, амстердамский и антверпенский офисы для Esprit, частные дома в Европе и Японии, завод для Vitra в немецком городе Нойнбург, миланскую галерею Massimo de Carlo.

В 1999 Читтерио реорганизовывает компанию и совместно с Патрисией Вил открывает студию архитектуры, дизайна и графики Antonio Citterio and Partners. Среди последних проектов компании – отели Mandarin Oriental в Милане и в Бодруме (Турция), Princi Café в Милане, штаб-квартира Technogym в Чезене, отель Bvlgari в Лондоне, штаб-квартира Ermenegildo Zegna в Милане.

Также наш герой  преподавал в Университете Архитектуры Mendrisio (Швейцария), Domus Академии в Милане и в Universita La Sapienza в Риме. Он участвует в конференциях и читает лекции.

«Я не вижу различий между архитектурой и дизайном, они тесно связаны между собой. Проект – это проект, вся разница в масштабе. Мне вот в какой-то момент надоело каждый раз рисовать и заказывать у столяров нужную мне дверь, поэтому я взял и спроектировал правильную дверь для одной из компаний-производителей. Теперь она в серию пошла. Нам с женой нужен был в дом сервировочный столик – и я его нарисовал для Kartell. Я просто заполняю свою архитектуру подходящими предметами», – отметил итальянец в интервью Admagazine.

Традиционализм или минимализм?

Как говорит дизайнер, он – продолжатель  традиций Чарльза и Рей Эймс. Он с уважением относится к Вико Маджистретти и не отрицает влияния на свою работу Тадао Андо. Его часто относят к минималистам, однако сам Читтерио таковым себя не считает.

Итальянец создает элегантные, лаконичные и графичные объекты. Он увлечен функциональностью и эргономикой.

«Два человека, ростом полтора и два метра, не должны покупать одинаковые стулья. Нужно адаптировать мебель под больших и маленьких», – поделился мастер в одном из интервью.

Он экспериментирует, но не использует эклектику и радикальные приемы постмодернистов. Дизайнер проектирует мебель «как для себя». Возможно, в этом и кроется секрет его успеха.