Ренцо Пиано: Мне нравится складывать части

Ренцо Пиано: Мне нравится складывать части

О стажировке у метров архитектуры, знаковых проектах и функциональных зданиях

Итальянца Ренцо Пиано (Renzo Piano) вместе с Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом называют среди основоположников архитектуры в стиле хай-тек. Архитектор считает, что авторский почерк – это ненужное излишество. Наш герой создает проекты, которые в первую очередь функциональны. Все строения итальянца гармонично вписаны в ландшафт и автономны (оснащены техническими новшествами, позволяющими рационально использовать пространство, энергию, воду).

Учеба у метров архитектуры и собственная компания

Родился будущий архитектор в Генуе 14 сентября 1937 года в семье строителей. Профессиональное образование получил в Миланском техническом университете (окончил учебное заведение в 1964-м). Во время учебы подрабатывал в компании отца, часто бывал на стройплощадках.

В 1965-1970 гг ездил в США и Великобританию, где стажировался  в офисах Луиса Кана  и  З. С. Маковски. В 1971-м году вместе с Ричардом Роджерсом основал бюро Piano & Rogers. Спустя 6 лет, в 1977-м, совместно с  Питером Райсом открыл новую фирму L’Atelier Piano & Rice.

В 1981-м итальянец основал компанию Renzo Piano Building Workshop. Сегодня это – международное бюро с офисами в Генуе, Нью-Йорке и Париже. На счету команды RPBW – более 120 проектов в Европе, Австралии, Восточной Азии и Северной Америке.

Знаковые проекты

Ренцо Пиано заявил о себе, когда вместе с Р. Роджерсом выиграл конкурс на строительство парижского Центра Помпиду. Это здание возводилось в 1971–1977 гг и вызвало бурную реакцию публики. Строение, в котором уделялось внимание свободному пространству и функциональности, некоторые сочли неэстетичным. Однако со временем инновационное здание стало одной из визитных карточек французской столицы.

В 1980-х итальянец занимался проектами реконструкции масштабных промышленных зон Турина, Милана и Парижа. В 1997-м создал амстердамский музей NEMO. Наш герой – автор проектов  Центра Пауля Клее в Берне (2005), Нью-Йорк-Таймс-билдинг (2007), лондонского небоскреба The Shard (2012).

Ренцо Пиано занимается разработкой и культурных зданий. Так, он спроектировал Культурный центр имени Жана-Мари Тжибау в Нумеа,  Музыкальный парк в Риме. Кроме того, в 2017-м был открыт Культурный центр имени Ставроса Ниархоса, который называют «новым Акрополем».

В активе архитектора также проектирование международного аэропорта Кансай в Осаке (1994), Паломнической церкви Падре Пио в Сан-Джованни-Ротондо, стадиона «Сан-Никола» в Бари, музея современного искусства Аструпа Фернли в Осло, аквариума в Генуе, здания фонда киностудии Pathe в Париже.

Понимание архитектуры

«Архитектура – это искусство, которое исходит из предпосылки (вероятно, слегка безумной), будто можно изменить мир, создавая новые пространства, которые, однако, будут казаться органически принадлежащими городу», – отметил итальянец в одном из интервью.

Архитектор не поддерживает «авторский стиль». Он не видит ничего интересного в том, что в различных странах возводят узнаваемые здания. Ренцо Пиано предпочитает создавать разные проекты, нацеленные на конкретные задачи. Каждое его здание – торжество функциональности, продуманности и технологичности. Благодаря внедрению ноу-хау последние проекты итальянца – это автономные «организмы», гарантирующие безопасность и рациональное использование ресурсов (воды, энергии, пространства).

«Мне нравится складывать части. Когда от деталей переходишь к чему-то общему, а от общего – к деталям», – подчеркивает архитектор.

Строения Пиано разработаны с учетом не влияния моды, а местности. 

«Перед тем, как проектировать, я люблю прогуляться по месту будущего строительства со своей сигарой», – рассказал итальянец.

Награды

За десятилетия карьеры наш герой был удостоен множества наград. В 1995-м он получил Императорскую премию, а в 1998-м Притцкеровскую премию.

«Архитектура Ренцо Пиано выражает редкое сочетание искусства, архитектуры и техники в поистине замечательном синтезе, делая его интеллектуальное любопытство и методы решения проблем такими всеобъемлющими, как и работы мастеров его родины – Леонардо да Винчи и Микеланджело. Хотя его работа охватывает самые современные технологии современной эпохи,  корни явно находятся в классической итальянской философии и традициях», – отметили члены жюри Притцкеровского комитета в поздравительной речи.

Ренцо Пиано был удостоен орденов «За заслуги перед Итальянской Республикой» и Почетного легиона, а также медали «За вклад в развитие культуры и искусства» и премии Соннинга.

Архитектор вошел в сотню самых влиятельных людей мира по версии журнала Time (2006). С 2013 года Ренцо Пиано – пожизненный сенатор Италии.