Здания Эдуарду Соуту де Моура (Eduardo Souto de Moura) имеют уникальную способность передавать различные характеристики: силу и взвешенность, браваду и тонкость, продуманность и простоту. Португальский архитектор, награжденный Прицкеровской премией (2011) и премией Вольфа в области искусства (2013), – универсален. Он одинаково успешно может создавать проекты как для города, так и для загородной местности.
Уже в ранних работах (1980-е, эпоха постмодернизма) нашего героя четко прослеживается индивидуальный стиль. Формальная простота зданий скрывает сложные ссылки на особенности места, пейзаж и более широкую архитектурную историю. Сегодня некоторые проекты португальца кажутся обычными, однако еще три десятилетия назад такие здания казались нестандартными.
Смена скульптуры на архитектуру
Эдуарду Соуту де Моура родился в 1952 году в Порту, Португалия. Его отец был врачом (офтальмологом), а мать – домохозяйкой. Профессиональное образование наш герой получил в Школе изящных искусств в Порту. Сначала он изучал скульптуру, но получил степень в области архитектуры. Будучи студентом, Эдуарду работал в компаниях архитекторов Ное Диниса (Noé Dinis) и Альваро Сизы (Álvaro Siza).
Во время учебы и работы со своим профессором урбанизма, архитектором Фернандесом де Са (Fernandes de Sá), он получил свой первый заказ – проект рынка в Браге. Это строение уже снесено из-за изменений структуры бизнеса.
После двух лет военной службы Эдуарду выиграл конкурс проектов для Центра культуры в Порту. Это событие стало началом карьеры независимого архитектора.
В настоящее время Эдуарду Соуту де Моура часто приглашают на гостевые лекции и семинары в университетах Лозанны и Цюриха в Швейцарии, Гарварда в Соединенных Штатах. Наш герой – профессор в Университете Порту, а также является приглашенным профессором в Женеве, Париже, Дублине.
Работа с материалами
Португальский архитектор постоянно стремится к оригинальности. Он использует различные материалы (гранит, дерево, мрамор, кирпич, сталь, бетон) и экспериментирует с цветом.
«Я стараюсь не использовать редкие материалы или материалы, которые находятся под угрозой исчезновения. Мы должны использовать древесину в умеренных количествах и пересаживать леса. Нам следует использовать древесину потому, что это – один из лучших доступных материалов», – убежден архитектор.
Архитектура – глобальное понятие
Творческое мышление португальца – масштабное.
«Для меня архитектура является глобальным вопросом. Нет ни экологической архитектуры, ни интеллектуальной архитектуры, ни устойчивой архитектуры. Есть только хорошая архитектура. При этом существуют проблемы, которыми мы не должны пренебрегать. Например, энергетические, ресурсные, затратные, социальные. Нужно всегда обращать на них внимание», – поделился своими наблюдениями архитекторна Holcim Forum.
Системность видения задач отметили и члены жюри Прицкеровской премии.
«Его творчество является убедительным доказательством выразительных возможностей и адаптивности к различным местам и ситуациям. Архитектура Соуту де Моура всегда помнит о контексте, понимаемом в самом широком смысле этого слова, и заземлена в место, время и функции. Она усиливает ощущение истории и расширяет диапазон современного выражения», – сказано в поздравительной речи жюри.
Известные проекты
· Центр культуры в Порту, 1991
· Муниципальный стадион в Браге (Braga Municipal Stadium), 2000
· Дом кино Мануэля Оливейры (Cinema House Manoel de Oliveira), 2003
· Башня Бурго (Burgo Tower), 2007
· House Number Two, 2007
· Музей Паолы Рего (the Paula Rêgo Museum), 2008
· Крематорий в Кортрейке, 2010—2011
· Станция метрополитена Порту «Триндаде»
· Реставрация здания монастыря Santa Maria Do Bouro и перепрофилирование его в отель