Эксперт Decorazzio по сантехнике Дмитрий Марийко рассказал, чем отличается японский подход к инновациям и дизайну от западного, почему любителям классики не подходит TOTO и отчего 90% клиентов приходят за продукцией бренда после личного опыта использования.
- Компании TOTO почти сто лет, и сейчас она лидер на мировом рынке сантехники. Какие ключевые моменты стали факторами успеха бренда?
- Все эти годы главным приоритетом бренда были инновации. Для японцев красота предмета не обусловлена его внешними эстетическими данными. Они понимают красоту с точки зрения наполнения. Осознавая, что на производство какого-либо предмета было затрачено много сил, энергии, средств они уже к нему относятся со значением, для них это круто.
Продукт сложных технологических решений считается красивым.
По сравнению с японским подходом можно выделить также итальянский, где акцент делается на дизайн, или немецкий – где превалирует качество.
Итальянцы считают нормой десятки лет ничего не менять в плане технологий. Им достаточно каждый год нанимать очередного дизайнера, который рисует новую модель – и все, свежая коллекция готова.
У японцев такого не может быть в принципе. Пока они не придумают технологическую фишку, то не пригласят дизайнеров, чтобы разработать оболочку. Для них «упаковка» - это просто упаковка. Ты ее «распаковал» и выбросил. Через неделю привык к дизайну, и он тебе уже не интересен. Для итальянцев наоборот, оболочка сверхважна – как объект, на который ты постоянно смотришь.
- Постоянный «выпуск» технологий непросто организовать. Как наладили в компании TOTO настолько успешный и эффективный производственный процесс?
- В Японии работает научно-исследовательский институт сантехники. Сотни человек занимаются исключительно научными разработками. Каждая малейшая деталь сантехники – наверняка чья-то диссертация, и может даже не одна.
Кстати, именно поэтому копии уникальных продуктов TOTO от европейцев и американцев не имеют смысла. Они не повторят запатентованные технологии точь-в-точь, а небольшая замена в материалах или конструкциях приведет к быстрому износу или поломке.
Также следует отметить традиции труда в Японии, которые предполагают передачу опыта в одной семье. Естественно, что сотрудник, который занимается одним вопросом в N-ом поколении, будет знать больше и работать лучше.
- Как появляются идеи, которые приводят к внедрению новых технологий?
- Хороший вопрос, и чтобы ответить на него, опять можно продемонстрировать разницу в подходах к производству на Западе и Востоке.
Возьмем для примера парижский показ мод. Когда-то в одной пародии на модные обзоры прозвучала фраза: «как можно не интересоваться тем, что пьют и курят модные стилисты и дизайнеры? От этого зависит то, в чем завтра будет ходить вся Москва». Модная одежда порой кажется абсолютно нелепой. Производители все больше отталкиваются от эстетической части или стараются быть оригинальными. И такие тенденции в Италии, Франции, Испании очень плотно засели.
У японцев во всем принцип совершенно другой. Они сначала спрашивают у рынка: что тебе нужно? И затем предлагают решения.
Например, сложности в Японии, которые возникли из-за экономии ресурсов, из-за экологии, заставляют постоянно совершенствовать технологии.
Есть проблема. В санузле холодно. Что нужно сделать? Обогреть санузел – просто дорого. Нужно подогреть только крышку унитаза. Этого будет достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно. Идем дальше: биде не помещается в санузле. Однако оно необходимо в комнате и можно установить его прямо в унитаз. Это один из ярких примеров, как появляется легендарный продукт, в данном случае унитаз-биде Washlet.
Рационализация использования и отказ от промежуточных действий также ведут к появлению инновационных технологий. Вот ты заходишь в санузел, и нужно поднять крышку унитаза. Но такое действие - бессмысленно, оно подвергает человека определенному риску. Зачем лишний контакт с бактериями, если его можно просто избежать, поставив сенсорный механизм? Ты зашел – крышка открылась. Зачем нажимать на кнопку унитаза, к которой до тебя прикасалось неизвестное количество людей? TOTO придумал автоматический смыв.
- Ты начал рассказывать о Washlet – унитазах-биде. Их можно устанавливать даже на сантехнику других производителей, но наверняка японцы придумали технологии, благодаря которым керамические изделия TOTO имеют выгодные преимущества?
- Преимуществ масса, многие из них имеют отношение к поддержанию гигиены в санузле. Например, вы удивитесь, но на японские унитазы ничего не прилипает. Опять-таки, благодаря вот этим фишкам. Японцы этот вопрос досконально изучили и пришли к выводу: грязь на сухую поверхность цепляется значительно лучше, чем на влажную. Поэтому все электронные крышки, которые обладают функцией биде, снабдили дополнительной опцией, почти не повлиявшей на цену. Установлена маленькая форсунка, которая перед открытием распыляет буквально миллиграмм воды на чашу унитаза. Простое действие увеличило грязеотталкивающие свойства на 20-25%. Добавляем к этому эффективную модель смыва (Tornado Flush) и специальную поверхность фаянса (сверхгладкая глазурь меньше «задерживает» грязь).
Иногда клиенты также задают вопрос: а если на форсунку что-то попадет? Японцы отвечают на это: на форсунку ничего не попадет только потому, что разработчики просчитывали не один год, где ее разместить. Она находится сбоку. К тому же, форсунка обладает функцией самоочистки.
- Высказывают ли клиенты, которые покупают сантехнику этого бренда, опасения, что продукция может быть не рассчитана на потребности европейского пользователя и более адаптирована для азиатов?
- 90% клиентов, которые приходят за TOTO - те, которые имели опыт использования TOTO. Это действительно удобно, и если вы это осознали, то будете искать данный продукт, выпускаемый конкретной фирмой.
Какой пример привести для сравнения? Скажем, вы можете не пользоваться мобильным телефоном, что абсолютно ничего не говорит против мобильных телефонов. Вы можете не пользоваться сантехникой TOTO – но, как говорится, «вам же хуже». Технологии TOTO - прогрессивны, за ними будущее.
- Decorazzio – премиальный дилер TOTO. Что мы можем предложить нашим клиентам, кроме консультации и выгодных цен?
- Мы предлагаем своим клиентам полностью сертифицированные «белые» продукты. Например, Washlet требуют подключения к энергосети. Мы продаем продукты полностью адаптированные под наше энергопотребление (в Японии напряжени 110 вольт, у нас - 220). Сантехника TOTO для Европы имеет местные сертификаты качества и безопасности. Привезти унитаз из Японии и подключить не получится без дополнительных расходов. Нужен трансформатор, а трансформаторы имеют свойство перегорать и делают это неожиданно, превращая сантехнику в ненужный мусор.
- Есть ли гарантийное обслуживание, и на каком уровне оно находится?
- Я уже пять лет работаю с сантехникой TOTO и за это время на моей памяти ничего не ломалось.
Все продукты ТОТО, купленные через официальный канал, имеют полную гарантию от производителя, которая поддерживается с помощью сертифицированного сервисного центра. То есть клиент никогда не останется «наедине» с технической проблемой, если она даже и возникнет.
- Но все-таки, для недоверчивых заказчиков уточни: если покупка проводится через официального дилера, то гарантия, сервисное обслуживание, привоз каких-то комплектующих – это все будет организовано?
- Да, будет организовано и сделано в адекватные сроки.
- Перейдем к вопросу ценообразования: TOTO – продукция недешевая? То есть, недоступная для многих наших соотечественников?
- Если смотреть на линейку TOTO целиком, то да – в ней есть унитазы по триста евро, по четыреста евро. Это считается на уровне средних европейских цен. Хотя для Европы в основном поставляется самая дорогая линейка, и покупатели бренда – люди очень обеспеченные.
TOTO стоит во многих элитных отелях Москвы, Милана,Берлина,Парижа и других мировых столиц, именно этому бренду отдают предпочтение арабские шейхи. По сути, альтернативы ему в премиальном сегменте нет, и быть не может. На сайте бренда есть длинный список мест, где использовалась продукция TOTO. Количество и статус данных проектов впечатляет.
Но даже самый дешевый унитаз TOTO – все равно продукция TOTO. Скажем, как есть «Мерседес» A-класс, который не перестает быть «Мерседесом».
- По поводу дизайна: к какому направлению можно отнести продукцию компании? Японский минимализм?
- Да, безусловно. Это хай-тек, японский минимализм.
- А если у меня дома – классика? И в санузле все уложено классической плиточкой из Англии, Франции или Испании? Что тогда?
- TOTO – не для тебя.
- Почему так? Из-за того, что способ мышления другой?
- Тут опять возвращаемся к причинно-следственным связям. Классика – это неудобно и неэффективно. И в этом убедилось человечество, перейдя к определенным рациональным формам, стандартам. Покупая классику, человек покупает только оболочку. Японцы оболочку не продают.
Хотя если посмотреть реализованные проекты ТОТО, то можно встретить отели, которым почти два века, интерьер реализован в классическом стиле и при этом установлены продукты ТОТО в минималистическом стиле. Например, отель Le Meurice, празднующий в этом году 180-летний юбилей (Париж, Франция).
Но человек, который покупает классическую мебель, классический свет, сантехнику и все прочее, он покупает определенное психологическое состояние. Ему будет комфортно так.
В Японии интерьер комплектуют так, чтобы человеку было удобно, комфортно, чтобы это было экономично, экологично, ну и эстетично (в понимании японцев - ничего лишнего).
Тем не менее, по желанию российских клиентов на самом дорогом унитазе TOTO появился золотой кантик. Чтобы его можно было использовать в интерьерах ар-деко. Вот такой шаг навстречу к компромиссу со стороны производителя…